Судьба наша - железная дорога Печать

110 лет назад образовалась наша родная станция Шентала. Ее история вобрала в себя самые удивительные судьбы людей, посвятивших себя железной дороге. Целые династии трудились и продолжают трудиться на железнодорожной станции. Для каждого из них их профессия - больше, чем просто работа. Это призвание и стихия, дело, в котором они нашли себя.

С железной дорогой связали свои судьбы и супруги Китовы Василий Петрович и Любовь Емельяновна из райцентра Шентала. В интервью с корреспондентом редакции они поведали о том, каков труд железнодорожника и как складывалась их трудовая биография.

Изначально их профессиональная деятельность была связана с педагогикой. Любовь Емельяновна родом из Татарии, и после окончания школы она поступила в Тетюжское педагогическое училище. Здесь будущие супруги и познакомились.

После окончания учебы Любовь Емельяновна недолго работала в школе. А спустя некоторое время молодая семья Китовых переехала на родину Василия Петровича - в Шенталу.

"Я очень люблю свою малую родину, люблю свой дом и тех людей, которые меня окружают. Мне дорог этот край, где я родился и вырос, - говорит о Шентале В.П. Китов. - Здесь родились наши дети, здесь мы нашли своё призвание".

Василий Петрович потомственный железнодорожник. Его родители всю свою жизнь трудились на станции Шентала. Глава семейства Петр Васильевич работал дорожным мастером, являлся Почетным железнодорожником Куйбышевской РЖД, а мама Елена Дмитриевна была приёмо-сдатчицей. Что значит работать на стальной магистрали, Василий знал не понаслышке. Видел, какой это тяжелый труд. Но, проработав некоторое время учителем физической культуры в Шенталинской школе № 1, решил продолжить трудовую династию.

Пройдя переквалификацию, вместе с супругом на железную дорогу перешла и Любовь Емельяновна. А иначе и быть не могло: они привыкли идти по одному пути, рука об руку, быть рядом друг с другом всегда.

Сегодня В.П. Китов занимает должность дорожного мастера неотложной бригады линейного участка №8 Димитровградской дистанции пути. Общая протяженность участка - 66 километров. Бригада обслуживает две станции: разъезд Денискино и станцию Шентала, три переезда. Под его руководством трудятся 10 монтеров пути, бригадир и 5 дежурных путейцев. Все они - люди с особым, закаленным характером, добросовестные и высококвалифицированные работники.

Неотложная бригада - это своего рода "скорая" помощь для стальных магистралей. Основной ее функцией является оперативное устранение неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов, выявленных при различных видах осмотров и проверок пути. Насколько ответственна эта работа, говорить не приходиться.

"На железной дороге работает масса людей различных специальностей, и от каждого из них, будь то диспетчер, машинист или стрелочник, зависит безопасность сотен людей. Как бы ни совершенствовались технологии, невозможно пока обойтись без монтажников пути - путейцев, - говорит мастер неотложной бригады. - Работа у нас действительно сложная. Не каждый способен ее выдержать. Бывало и такое, что многие не справлялись, уходили. Нужно быть не просто выносливым, но и сильным физически. Так что в нашем деле случайных людей не бывает".

В разговоре о своих коллегах Василий Петрович не жалеет добрых слов. Гордится, что не в первый раз его коллективу за безупречное соблюдение обязательных требований в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта был выдан, так называемый, паспорт доверия. Рассказывает: "На работе случалось всякое. И курьезные истории были, и такие, которые требовали оперативных решений. В феврале этого года, к примеру, на 1158 километре пути была обнаружена неисправность - разорвался стык. Зима, сильный мороз, подъехать к аварийному участку было невозможно. О неполадке сообщили диспетчерам, скорость поездов была ограничена. Шли пешком, устранили, справились… И думать не хочется, что могло бы случиться, если бы не сработали оперативно".

Вот так герой данного очерка почти 30 лет продолжает жить работой, без остатка растворяться в ней. Хотя, по его суждению, он просто ежедневно выполняет свой профессиональный долг.

"Я благодарна судьбе за то, что она связала меня с железной дорогой, - поддерживает беседу супруга Любовь Емельяновна. - Станция - это моя жизнь. В 1993 году я устроилась дежурной по переезду. Да так и проработала до выхода на заслуженный отдых. Совсем недавно приняла решение, что пора отдохнуть от работы, пожить для себя, детей и внуков".

У некоторых людей есть предвзятое отношение к этой должности. «Ну помахал флажком - и всё», - скажет обыватель. Те, кто работает на железной дороге, знают, какой огромный груз ответственности лежит на плечах именно дежурного по переезду. Здесь необходима постоянная бдительность. А чтобы исполнить свой профессиональный долг в нестандартных ситуациях, нужно уметь проявить железную выдержку.

"Обеспечение безопасного движения поездов, автомобилей и других транспортных средств на переезде - главная обязанность дежурного. Поэтому при любой неисправности дежурный занимается регулированием движения по переезду всех видов транспорта, организацией пропуска большегрузных, негабаритных, тихоходных и других железнодорожных машин. Мне нужно было следить за исправностью автоматических устройств, заградительной сигнализации, прожекторных установок, электроосвещения и других устройств на переезде, - рассказывает о своей работе Любовь Емельяновна. - Выявив неисправность в работе оборудования переезда, должна была постараться своими силами ее устранить, в особых случаях - вызвать спецслужбы. В любой аварийной обстановке на переезде - остановить движение поездов. И, что немаловажно, в мои обязанности входил контроль за состоянием проходящих поездов, принятие мер в случае обнаружения неисправности подвижного состава. Также следила за состоянием проезжей части переезда, а это очистка от снега, мусора".

Да, работы на переезде всегда хватает. Как заботливая хозяйка, дежурный наводит прядок на железнодорожном посту. Это требует физического здоровья, терпения и упорства. Поэтому и переезд, на котором работала Любовь Емельяновна, всегда находился в образцовом состоянии. В этом и ее заслуга, и всего коллектива.

Такие люди, как Василий Петрович и Любовь Емельяновна Китовы, являются настоящей гордостью железнодорожной станции Шентала. Профессионалы высочайшего класса, мастера своего дела, добрые и справедливые наставники молодежи, очень добросовестные, ответственные работники. Без остатка они отдают себя любимому делу, не считаясь со временем и усталостью.

А в обыденной жизни это очень скромные люди, добрые душой и щедрые сердцем. У Китовых двое прекрасных детей: сын Александр и дочь Светлана. Радуют два внука и внучка.

Вот так, под мерный перестук колес, идет дорога жизни семьи Китовых. Хочется от чистого сердца пожелать им крепкого здоровья и семейного благополучия.

Е. КРУГЛОВА.