Home Прокуратура Прокуратура разъясняет Соблюдение муниципальными служащими запретов и ограничений, предусмотренных антикоррупционным законодательством
Соблюдение муниципальными служащими запретов и ограничений, предусмотренных антикоррупционным законодательством  E-mail

Согласно Федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации» ограничения означают, что при наличии или возникновении определенных обстоятельств, предусмотренных в законодательстве, гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий, уже занимающий должность муниципальной службы, должен быть освобожден от этой должности и уволен с муниципальной службы в связи с несоблюдением ограничений, установленных законодательством (статья 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»). Соблюдение указанных ограничений, связанных с муниципальной службой, обязательно как для граждан, желающих поступить на данную службу, так и для сторон трудового договора.
На муниципальных служащих распространены следующие обязанности, установленные федеральными законами «О противодействии коррупции» и «О муниципальной службе в Российской Федерации»:
1) обязанность представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Эта обязанность предусмотрена статьей 15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» и статьей 8 и 8.1 Федерального закона «О противодействии коррупции».
В частности, установлено, что гражданин, претендующий на замещение должности муниципальной службы, а также служащий, замещающий должность муниципальной службы, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Необходимо отметить, что порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными актами.
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются муниципальными служащими представителю нанимателя в срок до 30 апреля года, следующего за отчетным. При этом муниципальный служащий в Самарской области обязан представить сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода, а также сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Необходимо отметить, что современное антикоррупционное законодательство предъявляет определенные требования, направленные на обеспечение открытости и публичности в деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц. С учетом этого к сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих применяются правила о том, что они могут предоставляться для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными нормативными правовыми актами.
За предоставление недостоверных сведений предусмотрена дисциплинарная ответственность, вплоть до освобождения от занимаемой должности.
2) обязанность уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (статья 9 Федерального закона «О противодействии коррупции»).
Муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Важно отметить, что уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений является должностной (служебной) обязанностью муниципального служащего, а не его правом. Порядок уведомления также устанавливается муниципальными НПА.
3) обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Конфликтом интересов должна считаться ситуация, связанная с влиянием личной заинтересованности служащего на надлежащее исполнение им не только должностных (то есть по конкретной должности), но и общих служебных обязанностей;
В случае возникновения такой ситуации муниципальный служащий обязан уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Неисполнение данной обязанности служащими должно рассматриваться как дисциплинарный проступок и может повлечь привлечение к дисциплинарной ответственности.
Помимо перечисленных выше ограничений и обязанностей для служащих, Федеральный закон «О противодействии коррупции» устанавливает ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность муниципальной службы, при заключении им трудового договора.
Гражданин, замещавший должности муниципальной службы, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы.
Несоблюдение гражданином, замещавшим должности муниципальной службы указанного требования влечет прекращение трудового договора, заключенного с указанным гражданином.

23.11.2017

Заместитель прокурора Шенталинского района М.Н. Ямалтдинов