Home Новости района Асхат Зиганшин: герой нашего времени
Асхат Зиганшин: герой нашего времени PDF Печать E-mail

17 января исполняется 60 лет со дня легендарного подвига нашего земляка, моряка Асхата Зиганшина и его товарищей.

В нашем материале, дорогой читатель, больше эмоционального, чувственного, нежели эпического. На страницах газеты мы еще раз хотим вам рассказать о нашем земляке, герое Асхате Рахимзяновиче Зиганшине. 

Прошло ровно 60 лет со дня легендарного подвига моряка и его товарищей. Случилось это 17 января 1960 года. Асхат Зиганшин вместе с Филиппом Поплавским, Анатолием Крючковским и Иваном Федотовым проходили службу на самоходной барже Т-36 на Курильских островах. Главной их задачей была разгрузка и погрузка судов, которые из-за отсутствия условий не могли подойти к берегу. Еще до Нового года поступило распоряжение поднять самоходки на берег для ремонта, и лишь две баржи Т-36 и Т-97 оставались в ожидании последнего судна с материка, после разгрузки которого оба экипажа должны были переселиться на берег. Ждали день - другой.

Но 17 января поднялся сильный ураган. Баржи взлетали вверх на крутых волнах, бились друг о друга бортами. Пошел густой снег, такой, что в трех шагах ничего не было видно. От очередной набежавшей волны лопнули соединявшие баржи канаты.

От сильного толчка вышли из строя рация и два дизеля. Солдаты остались один на один с морской стихией. Волны достигали 28-метровой высоты. Кругом был мрак, страшный ураган. Мороз пронизывал до костей.

Немного успокоившись, солдаты проверили запасы продовольствия. На барже оказались три ведра картошки, буханка хлеба, три коробки спичек и бачок питьевой воды. А впереди было 49 мучительных дней дрейфа.

На третьи сутки баржа обледенела. Парни сбивали лед и из него получали воду для питья. Продукты скоро иссякли. Не осталось ни крошки. Пытались сделать снасти и поймать хоть одну рыбу, но все безрезультатно. А вот акулы частенько кружили. И все это время на небе ни солнца, ни звездочки.

Кругом вода, вода, вода…

7 марта изможденные моряки услышали шум двигателя американского авианосца. С борта по-русски в рупор кричали: "Помощь вам, русские, помощь!" Через несколько минут с борта авианосца поднялся вертолет и повис над баржей. Сверху спустили стальной трос с петлей и ослабших молодых парней поочередно поднимали на вертолет.

Ветеран британского флота Джо Хаммонд писал советским морякам: "Я, видавшая виды старая тихоокеанская акула… До сих пор я был убежден, что человек - ничтожество перед Его величеством Океаном. Вы доказали обратное".

Такими они и вошли в историю - как победившие океан и победившие смерть.

Рассказывая об этом событии спустя 60 лет, хочется, чтобы нынешние молодые люди были как Асхат Зиганшин и его товарищи, настоящими патриотами Родины, чтобы в дни тяжелых испытаний они стойко и мужественно переносили все невзгоды.

***

Накануне этой важной даты мы встретились с Почетным гражданином Шенталинского района, троюродным братом нашего отважного земляка А.С. Суфьяновым.

- Анвар Сальманович, каким Вы помните Асхата Рахимзяновича, Вы ведь жили недалеко друг от друга, часто ходили в гости?

- Это был худощавый, смуглый, невысокий мальчишка. Молчаливый и застенчивый, крепкий физически, трудолюбивый. Все это про Асхата. От других его отличала чрезмерная подвижность и динамичность, не умел сидеть на месте. В одном из интервью была упомянута цитата его педагога, Заслуженного учителя РСФСР Е.П. Омшиной: "Зерна подвига А.Р. Зиганшина были посеяны в стенах родной школы". И это действительно так. Школа не только давала знания, обучала грамоте, она формировала характер, упорство, одним словом - воспитывала.

После окончания 8-ми классов Шенталинской школы №1, Асхат поступил в профтехучилище на тракториста. Окончив его, был направлен на работу в село Денискино. Помню, как мы провожали его в армию. Все село собралось, все желали легкой и успешной службы. Не знал ведь он тогда, как сложится его жизнь. Планировал после службы приехать в родное село и работать трактористом в колхозе.

- Командование отправило родственникам телеграммы, указав, что четверо военнослужащих пропали без вести при выполнении задания. Как родители Асхата восприняли эту новость?

- Отец Асхата часто заходил к нам в гости. Они всю жизнь были скромными людьми, тихими. Я был в соседней комнате, когда к нам пришел Рахимзян абый. За чаепитием он и сказал: "Югалды малай" (Потерялся мальчик). Мы не сразу поняли, о ком речь. Ведь у Асхата был еще старший брат - Мавлезян. Со слезами на глазах Рахимзян абый рассказал нам о случившемся. Все очень переживали, верили, что вернется наш солдат. Одно мы знали точно: ни за что и никогда Асхат не предаст свою родную землю.

О том, что Асхат жив, мы узнали от соседа. Он тайно слушал "Голос Америки". Забегает он как-то к Зиганшиным и кричит: "Про вашего Витьку по радио передают. Жив он, жив" (прим. Асхатом его звали только домочадцы, а остальные - Виктором).

- О чем в первую очередь после дрейфа спросили Асхата Рахимзяновича?

- Как они выжили? Как не пали духом? На что мне Асхат ответил: "Если бы дурная мысль забрела в голову, дня не прожили бы. Я прекрасно понимал это, сам не раскисал и ребятам не давал. В какой-то момент Федотов пал духом, стал срываться на крик, мол, все, никто нас не найдет, но я быстро менял тему разговора".

Я хорошо помню день, когда Асхат прилетел в Шенталу. Вертолет приземлился на стадионе. Плотным кольцом его тогда окружили сотни односельчан. Приехали из многих районов, городов. Каждому хотелось увидеть собственными глазами героя Тихого океана.

Знаете, честно признаюсь, я не умел писать сочинения. И вот, воодушевившись подвигом своего брата, вдохновившись, я написал о нем небольшую статью. Впервые в школе за сочинение я получил оценку "отлично". Учителя от меня такого не ожидали (смеется).

- Асхат Рахимзянович в 2001 году посетил Шенталу со своей женой. Они остановились у вас.

- Да, к приезду дорогих гостей мы готовились долго. Неделю они гостили в родных краях. Район сделал все: торжественная встреча, прием в районной Администрации, посещение училища механизаторов, выпускником которого является Зиганшин, школы, которую он окончил в 1956 году, большой тематический вечер в РДК, встречи в селе Денискино, где молодой механизатор начинал трудовую жизнь.

Мы с ним много разговаривали о случившемся в 60-м году. Он мне тогда и сказал, что ни ремни, ни сапоги они не ели. Как медик скажу, что по всем традиционным медико-биологическим и психофизическим нормам моряки должны были погибнуть. При длительном пребывании в стрессовом состоянии ослабевает даже так называемая кортико-адреналовая система - "палочка-выручалочка" каждого из нас. Эта система в экстремальных ситуациях мобилизует человеческий организм и стимулирует деятельность различных органов. Но и ее возможности не безграничны. Плюс - чудовищное недоедание и, как следствие, дистрофия тяжелой степени, а также холод и сырость. Удивительно, но у наших героев за время пребывания в открытом океане не развились ни психоз, ни невроз. Асхат говорил, что они постоянно пытались загрузить себя работой, чтобы не думать о плохом. В его команде было два украинца, русский и татарин. У каждого свой характер, манера поведения. Но до ссор ни разу не доходило.

Молодой организм достаточно быстро приспособился к трудностям. Они победили стихию, побили рекорд выживаемости.

- После отъезда поддерживали связь с братом?

- Да, конечно. Несмотря на то, что Асхат жил в Санкт-Петербурге, мы часто переписывались с ним. Как-то он мне позвонил и попросил за него съездить в Самару на награждение лауреатов областной общественной акции "Народное признание-2011". Он стал победителем в номинации "Судьбы Самарской губернии". Акция показала, что мужество Асхата Рахимзяновича Зиганшина находит добрый отклик не только в сердцах его земляков-шенталинцев, но и в сердцах тысячи жителей Самарской губернии.

В 2017 году Асхата Рахимзяновича Зиганшина не стало…