«О задачах, поставленных Губернатором Самарской области перед муниципальными образованиями в ежегодном послании к Самарской Губернской Думе» Печать

Уважаемые шенталинцы! В канун Нового года в «Шенталинских вестях» было опубликовано «Послание Губернатора Самарской области Николая Меркушкина к депутатам Губернской Думы и жителям региона», ставшее основанием для предметного обращения Главы муниципального района Шенталинский Анатолия Кириллова к активу и жителям района, которое мы и предлагаем вашему вниманию.
Добрый день, уважаемые члены коллегии и приглашенные!
Сегодня мы собрались на внеочередное заседание коллегии Администрации района, чтобы обсудить самый актуальный документ сегодняшнего дня - Послание Губернатора Самарской области Николая Ивановича Меркушкина Самарской Губернской Думе и жителям региона, с которым он выступил в конце декабря прошлого года. Этот программный документ содержит глубокий анализ состояния дел в области, в нем намечены дальнейшие перспективы развития муниципальных образований и всего региона в целом. Одним словом, Послание посвящено важнейшим задачам, стоящим перед нами в ближайшие годы.

Большое внимание Николай Иванович уделил повышению эффективности и управляемости экономики региона, восстановлению, модернизации и укреплению конкурентоспособности предприятий промышленности, развитию малого и среднего бизнеса.
Дальнейшее улучшение благосостояния народа района и области во многом будет определяться эффективной работой строительного комплекса, перед которым в послании Губернатора поставлены огромные задачи. В области началась работа по формированию единой комплексной градостроительной политики. Предстоит модернизировать промышленность строительных материалов, в том числе кирпичные заводы, восстановить предприятия крупнопанельного домостроения и другие предприятия по производству материалов для строительства жилья эконом-класса.
Что касается сельских районов, то нам предстоит значительно увеличить объемы и темпы жилищного строительства. Как минимум на 15-20 процентов ежегодно мы должны увеличивать объем вводимого жилья. Для нас всех - это работа огромной важности, надо сделать все, чтобы эта задача была реализована.
Развитие жилищного строительства на территории муниципального района Шенталинский осуществляется в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Муниципальный район Шенталинский в 2011-2012 годах впервые участвовал в областной целевой программе «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, на территории Самарской области» на 2009-2013 годы. На строительство одноэтажных жилых домов было выделено 32 млн. 643 тыс. рублей, в том числе софинансирование из местного бюджета составило 15% - 4 млн. 198 тыс. руб. В 2013 году запланировано выделение 30 млн. руб. на строительство жилых домов по программе переселения из ветхого и аварийного жилья.
Как одну из важных задач муниципальной власти Губернатор определяет формирование новой земельной политики. Ставится задача аккумулировать земли под строительство социального жилья, в том числе за счет изъятия участков, используемых не по назначению. Исходя из концепции единой комплексной застройки, Администрацией района запланировано комплексное освоение территории земельного участка, выделенного под строительство жилья в районе маслозавода. Администрация района также обратилась в министерство имущественных отношений с ходатайством о передаче части земельного участка, принадлежащего ПУ-70 и неиспользуемого, в собственность муниципального района под комплексную жилую застройку.
Строительство дорог было и остается самым острым вопросом для сельской местности. Губернатор Меркушкин Н.И. ставит задачу, сформулированную Президентом В.В. Путиным, - увеличить темпы строительства дорог в 2 раза. В Самарской области уже в 2013 году увеличиваются средства на строительство, ремонт и реконструкцию дорог в 2 раза, а с 2014 года - в 4 раза. Определенные объемы запланированы и в сельских районах.
Так, в Шенталинском районе в 2013 году запланировано выделение из областного бюджета 10,5 млн. рублей на капитальный ремонт уличной дорожной сети муниципального района. На эти средства будут капитально отремонтированы тротуары по ул. Вокзальной, Больничной в райцентре Шентала. Будут отремонтированы дороги в с. Денискино по ул. Кирова, в с. Багана по ул. Лесной, в райцентре Шентала по улицам Гурьянова, Дачной, Петрова. Средства на эти цели выделяются из регионального дорожного фонда.
В районе разработана муниципальная комплексная Программа развития инфраструктуры и улично-дорожной сети. В ее рамках начато строительство систем канализации, пока освоено 29% средств (к сожалению, в настоящее время строительство приостановлено). Завершение первой очереди строительства систем канализации позволило бы значительно снизить стоимость водоснабжения и водоотведения в райцентре Шентала.
Николай Иванович Меркушкин в своем послании сказал: «Мы должны создать условия, чтобы человек платил за то, что он реально потребляет. Только в этом случае можно сократить расходы и не повышать тарифы». В районе разработана муниципальная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Аналогичная программа имеется и в ПОЖКХ. По программе предусмотрена модернизация котельного оборудования, установка приборов учета потребления энергоресурсов у всех потребителей. Это позволит значительно (на 8-15%) повысить эффективность и снизить затраты на обеспечение населения тепло-, газо-, электроэнергией, улучшить качество теплоснабжения жилых домов и объектов соцкультбыта.
Создание товариществ собственников жилья – важнейшая задача власти, говорится в обращении. Сегодня в области лишь 7% домов управляется товариществами собственников жилья и жилищно-строительными кооперативами. Это один из самых низких процентов в стране. Есть регионы, где 90-95% домов управляется ТСЖ, где люди реально привлечены к управлению. У нас в районе эта работа ведется не на должном уровне, нам еще предстоит развивать эту форму управления.
Большое внимание уделяется благоустройству территорий. Главой района утвержден План комплексного благоустройства территории муниципального района Шенталинский на период 2010-2013 годов.
По заказу Администрации района обществом с ограниченной ответственностью «ЭнергоПроектСтройИзыскания» в 2010 году разработана генеральная схема очистки территории муниципального района Шенталинский с учетом основных положений областной целевой программы «Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления и формирования кластера использования вторичных ресурсов на территории Самарской области на 2010- 2012 годы и на период до 2020 года», в соответствии с действующими на территории Самарской области правовыми и нормативными документами в части окружающей среды и здоровья населения.
Сельское хозяйство в обращении Губернатора названо важнейшим направлением развития страны и Самарской области. Надо ли говорить, что для Шенталинского района, где сельское хозяйство является исконным занятием населения, этот сектор – главный.
Со дня образования район был ориентирован на производство больших объемов сельскохозяйственной продукции. В 2012 году мы произвели зерна 27,2 тысячи тонн, по программе развития на 2013 - 2020 годы надо произвести 56 тысяч тонн за счет увеличения урожайности с 13,4 ц/га в 2012 году до 22,9 ц/га в 2020 году. В районе пока еще мало используются минеральные удобрения, в 2012 году на 1 гектар посевной площади вносилось менее 15 кг удобрений в действующем веществе. Для достижения вышеупомянутых объемов производства зерна надо вносить на 1 гектар посевной площади 40 кг минеральных удобрений в действующем веществе. В нашем районе на текущий момент вообще забыли о внесении органических удобрений (кроме ООО «Восход» и ООО «Карабикулово»). В перспективе нужно внести органические удобрения не менее 20 тонн на один гектар посевной площади.
На 1 января 2013 года неиспользуемая пашня занимает площадь 6592 гектара. В течение 2013 – 2020 годов вся неиспользуемая пашня силами инвесторов будет введена в сельскохозяйственный оборот.
Важнейшие задачи в отрасли растениеводства: продолжить ввод в сельскохозяйственный оборот неиспользованных площадей пашни; передать в лесной фонд земли, заросшие древесно-кустарниковой растительностью; довести площади посевов озимых культур под урожай 2013 года до 14,5 тысячи гектаров, долю посевов зерновых и зернобобовых культур элитными семенами – до 12%. Это серьезные и объемные планы, над выполнением которых нам всем нужно упорно трудиться.
В ноябре 2012 года принята долгосрочная областная программа развития сельского хозяйства, ориентированная, прежде всего, на социальное развитие села (это строительство дорог с твердым покрытием, водопроводов, спортивных объектов и жилья для молодых специалистов). До 2020 года в агропромышленный комплекс Шенталинского района по программе развития сельского хозяйства будет направлено более 1,3 миллиарда рублей, из них более 700 миллионов – федеральных средств.
Сегодня повышение продуктивности животноводства возможно только при усилении племенной работы, в том числе за счет приобретения племенного крупного рогатого скота через ГУП «Велес».
За предстоящие два года необходимо, как минимум, на одну тысячу увеличить поголовье крупного рогатого скота. В ближайшие 5-6 лет мы должны в 1,5 раза увеличить объемы производства молока и довести их в 2020 году до 17,2 тысячи тонн, производство мяса – до 4,4 тысячи тонн.
В связи со вступлением в ВТО, производимая нами сельскохозяйственная продукция должна быть конкурентоспособной на международном рынке и обязательно быть рентабельной.
Реальное пополнение трудового потенциала сельскохозяйственного производства зависит от профессиональной ориентации сельских школ и направленности их жизненных планов. Шенталинское управление сельского хозяйства осуществляет взаимосвязь с учебными заведениями района, ведет профориентационную работу с учащимися.
В Самарской области проблему кадрового обеспечения сельхозпроизводства успешно решает Самарская сельскохозяйственная академия, которая является одним из лучших аграрных вузов России. В СГСХА по состоянию на 1 января 2013 г. на целевой основе обучаются 17 студентов от муниципального района Шенталинский и 1 человек – по заочной (целевой) форме обучения.
В целях реализации Закона Самарской области от 09.02.2005 № 28 –ГД "О государственной поддержке кадрового потенциала агропромышленного комплекса Самарской области" по состоянию на 1 января 2013 г. в хозяйствах муниципального района Шенталинский работают 8 молодых специалистов, из них двое - выпускники Самарской государственной сельскохозяйственной академии, четверо - Профессионального училища № 70 ст. Шентала, двое - других учебных заведений. Все они получили материальное стимулирование при поступлении в сельскохозяйственную организацию или крестьянское (фермерское) хозяйство в форме единовременной денежной выплаты в размере 69 000 рублей, кто имеет высшее образование, и в размере 34 500 рублей, кто имеет среднее профессиональное, начальное профессиональное образование. На три года им установлена ежемесячная денежная выплата в размере 4000 рублей со дня принятия на работу.
В Профессиональном училище №70 ст. Шентала в настоящее время обучаются 133 человека, которые в дальнейшем получат профессии тракториста-машиниста сельскохозяйственного производства, повара-кондитера и автомеханика. По окончании училища они трудоустраиваются в сельхозпредприятия района, или же продолжают учиться в высших учебных заведениях.
В целях повышения эффективности работы специалистов сельскохозяйственных организаций проводится профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководителей, специалистов сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств. В 2012 году повысили квалификацию 22 человека.
Развитие любой отрасли, в том числе и сельского хозяйства, в современных условиях невозможно без развития и поддержки малого и среднего бизнеса. Постановлением Администрации муниципального района Шенталинский утверждена и действует муниципальная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района Шенталинский на 2013 -2014 годы».
Основными целями и задачами Программы являются:
– поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе Шенталинский путем создания и обеспечения эффективного применения соответствующих механизмов поддержки;
– создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе Шенталинский и т.д.
В районе создан совещательный орган в сфере малого и среднего предпринимательства района – Совет по развитию малого и среднего предпринимательства, действует Муниципальный фонд поддержки предпринимательства. За 2012 год Фондом выданы займы 14 субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 2 млн. 906 тыс. рублей, в том числе средства Гарантийного фонда поддержки предпринимательства Самарской области – 1 млн. 700 тыс. рублей. В 2012 году Фондом оказаны информационные, консультационные, юридические и правовые услуги предпринимателям, было проведено бесплатное обучение основам предпринимательской деятельности по программе «Открой свое дело». Ежегодно по заявкам Администрации района Информационно-консалтинговое агентство Самарской области проводит бесплатные обучающие семинары и консультативные мероприятия для предпринимателей района.
Значение и смысл любых экономических, технических и технологических преобразований, в конечном счете, определяются достигнутым уровнем и качеством жизни людей. Тем, насколько комфортна среда, какие стандарты жизни формируются в обществе, какой тип личности в нем преобладает, насколько эффективны механизмы, дающие человеку шанс для повышения социального статуса. На решение этих проблем направлена деятельность по созданию социальной и духовной сферы общества. И осуществление этих задач возможно лишь при наличии необходимого человеческого потенциала. Поэтому важнейшей задачей является решение демографических проблем, прежде всего- стимулирование рождаемости.
Численность постоянного населения района составляет 16643 человека, что немного больше, чем в прошлом году. К сожалению, рождаемость остается низкой. И хотя показатели смертности населения снижаются, естественная убыль продолжается. Средний возраст населения района составляет 41,4 года: мужчин – 38,6 года, женщин – 43,9 года (средние показатели по области соответственно мужчины - 37,2 года, женщины - 42,4 года). Продолжительность жизни женщин составляет 76 лет, мужчин – 63 года. Удельный вес населения в трудоспособном возрасте составляет 58% от общей численности населения, 26,3% - старше трудоспособного возраста и 15,7% - население моложе трудоспособного возраста. Эти цифры заставляют задуматься о будущем района: кто будет здесь жить через 20, 30, 50 лет? Поэтому уже сейчас нужно делать все для того, чтобы наши дети и внуки не уезжали из Шенталы, чтобы здесь создавали свои семьи, трудились на родной земле. В Послании Губернатора говорится о том, что сегодня более эффективно, с применением новых информационных технологий, должна вестись работа по пропаганде и укреплению ценностей материнства и детства.
Нам надо расширить меры по поддержке семей с детьми, особенно молодых и многодетных. Мы пока не можем предоставить многодетным семьям бесплатные земельные участки. Необходимо увеличить масштабы участия района в федеральной подпрограмме «Жилье для молодых семей». В 2011-2012 годах по этой программе получили субсидии всего 6 молодых семей, по программе «Социальное развитие села» - 27.
Решение демографических проблем невозможно без дальнейшего развития системы здравоохранения. Муниципальный район Шенталинский включен в областную целевую программу «Модернизация здравоохранения в Самарской области" на 2011 - 2015 годы. В рамках реализации мероприятий программы произведен капитальный ремонт зданий ФАПов в д. Костюнькино и в с. Старое Суркино, капитальный ремонт родильного и детского отделений, зданий поликлиники, женской и детской консультации Центральной районной больницы на общую сумму 6,4 млн. руб., в том числе средства местного бюджета составили 400 тыс. руб.
Несмотря на финансовые трудности, программа модернизации здравоохранения все же воплощается в жизнь, и мы надеемся, что в ближайшие годы нам удастся укомплектовать Центральную районную больницу врачебными кадрами.
В сфере развития дошкольного образования Губернатор Н.И. Меркушкин ставит конкретную задачу: в ближайшие годы сделать все, чтобы снять остроту проблемы с детскими дошкольными учреждениями. В области будут активно строиться новые современные детские сады, использоваться негосударственные детские учреждения и семейные детские сады. Все это выдвигает новые задачи в подготовке и подборе кадров педагогов дошкольного образования, заработная плата которых в государственных учреждениях с 1 января 2013 года будет доведена до средней зарплаты в сфере общего образования. Взят курс на повышение престижности профессии учителя, уровня жизни педагогов. С 1 сентября нового учебного года планируется установить ежемесячную доплату молодым учителям в размере не ниже 5 тысяч рублей. Это позволит поддержать молодых педагогов на первом этапе работы.
Сегодня в системе дошкольного образования Шенталинского района функционируют 13 дошкольных структурных подразделений и 3 группы кратковременного пребывания, реализующие программы дошкольного образования. Ежегодно наблюдается положительная динамика охвата детей дошкольным образованием. Доля детей, охваченных дошкольным образованием от 1,5 до 7 лет, составляет 77%.
Но на сегодняшний день мы еще не можем решить задачу обеспечения детей услугами дошкольного образования в полном объеме.
Несмотря на то, что в целом общая численность воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях растет и на сегодняшний день достигла 633 человека, очередность в детские сады еще остается (229 чел.) Правительством Самарской области осуществляется целый ряд мер, направленных на финансовую поддержку муниципальных образований в решении проблемы нехватки детских садов. Выделенные финансовые средства на организацию доступного бесплатного дошкольного образования позволили предоставить дополнительные места детям дошкольного возраста в 2011 году: в п. Романовка – 20 мест на сумму 1 млн. 600 тыс. рублей, в с. Артюшкино - 20 мест на сумму 3 млн. 34 тыс. рублей, из них областной бюджет – 2 млн. 579 тыс. рублей, муниципальный - 455 тыс. рублей, в р/ц Шентала - 40 мест на сумму 6млн. 766 тыс. рублей, из них областной бюджет – 5 млн. 751 тыс. рублей, муниципальный – 1 млн. 014 тыс. руб., в 2012 году 20 мест детям дошкольного возраста (на базе школы с. Аксаково) на сумму 2 млн. 363 тыс. рублей, в том числе областной бюджет - 1 млн. 985 тыс. рублей, муниципальный - 378 тыс. руб., федеральный - 84 тыс. рублей. Всего было выделено денежных средств в сумме 13 млн. 849 тыс. руб., из них: областной бюджет - 10 млн. 315тыс. руб.; федеральный - 84,7; муниципальный – 1 млн. 848 тыс. рублей, иные средства (спонсоры) для п. Романовка – 1 млн. 600 тыс., которые были израсходованы на ремонтные работы и приобретение оборудования.
Правительство Самарской области намерено и далее способствовать решению проблемы доступности дошкольного образования. В 2013 году на базе школы п. Романовка будет создано дополнительно для дошкольников 20 мест, общая стоимость работ составит 5 млн. 408 тыс. руб. Также планируется строительство детского сада в р/ц Шентала на 120 мест, реконструкция здания детского сада в с. Каменка на 20 мест, строительство нового здания детского сада в с.Четырла на 60 мест (вопросы на стадии согласования).
Не менее важная задача – развитие школьной инфраструктуры. Мы будем активно укреплять материальную базу школ. В числе первоочередных задач Правительство области планирует принять программу капитального ремонта школьных зданий области, признанных ограниченно пригодными.
В 13 образовательных учреждениях Шенталинского района, реализующих основные общеобразовательные программы общего образования и являющихся юридическими лицами, обучается 1439 учащихся.
Одним из условий предоставления качественного образования является создание современных и безопасных условий обучения и содержания детей. Ежегодно увеличивается объем расходов, направляемых на развитие материально-технической базы образовательных учреждений.
В целях развития информационно-технологической инфраструктуры образовательных учреждений Самарской области в 2012 году за счет средств областного бюджета проведена поставка 54 компьютеров, для общеобразовательных учреждений в целях замены устаревших моделей компьютеров, 10 моноблоков а также 25 ноутбуков для учителей общеобразовательных учреждений для организации доступа к информационным образовательным ресурсам и оперативного взаимодействия с участниками образовательного процесса на общую сумму 2 мил. 106 тыс. руб.
В 2012 году две школы (Каменская и школа №2) получили компьютерное и учебно-лабораторное оборудование на сумму 1 млн. 662 тыс. руб. в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта в начальном звене. 428 тыс. руб. выделено на предоставление широкополосного доступа к сети Интернет. Централизованные поставки учебников осуществлены на сумму 727 тыс. руб. Общий процент обеспеченности учебниками образовательных учреждений составил 80%.
Спортивный инвентарь получен на сумму 830 тыс.руб.
На проведение противопожарных мероприятий начальному и среднему профессиональному образованию выделено 5 млн. 776 тыс. руб., Централизовано поставлены огнетушители на сумму 1 млн. 914 тыс. рублей.
Одним из условий обучения школьников в современных условиях является организация школьного подвоза из малочисленных населенных пунктов. За счет средств областного бюджета получено 3 новых школьных автобуса на сумму 3 млн. 735 тыс. рублей (один из них - на замену, 2 - для открытия новых маршрутов).
В настоящее время в районе функционирует 22 школьных маршрута, в которых задействована 21 единица автобусов, перевозящих 269 учащихся образовательных учреждений. В 2013 году планируется получение еще 5 новых автобусов на замену устаревшего транспорта.
С 2008 года совершенствование организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях рассматривается как направление приоритетного национального проекта «Образование», направленное на комплексную модернизацию системы питания в российских школах. В 2012 году за счет средств областного бюджета в Шенталинскую школу №2 осуществлена поставка и установка современного оборудования и кухонного инвентаря на сумму 638 тыс. 225 руб. Проведены необходимые ремонтные работы на сумму 249 тыс. рублей. Данные мероприятия позволят увеличить количество детей, охваченных горячим питанием, а также существенно улучшить качество питания. Общая сумма с областного бюджета на централизованные поставки составила 9 млн. 891тыс. руб.
На проведение капитального ремонта двух образовательных учреждений (Шенталинская школа №1, школа с. Багана) было выделено всего 67 млн. 297 тыс. руб. На замену оконных блоков в школе с. Четырла из областного бюджета - 443 тыс. рублей.
За счет средств муниципального бюджета в 2012 году произведен ремонт кровли пяти зданий образовательных учреждений (СОШ №2 на сумму 194 тыс. руб., структурное подразделение «Теремок» - 198 тыс. руб., структурное подразделение «Звездочка» - 607 тыс., школа с. Салейкино - 353 тыс. руб., школа п. Романовка - 270 тыс. рублей.), выполнены работы по ремонту электроснабжения пищеблока в школе №2 на сумму 249 тыс. руб. На проведение противопожарных мероприятий по ремонту двух зданий школы с. Старая Шентала израсходовано 1млн. 995 тыс. рублей.
В 2013 году планируется капитальный ремонт школы №2 ст. Шентала, школы с. Денискино, школы с. Старое Суркино.
В своем Послании Федеральному собранию Президент России В.В. Путин сказал: «Система образования должна строиться вокруг сильного, одаренного учителя. Такие кадры нужно отбирать по крупицам, беречь их и поддерживать». Поэтому так важно не только общее повышение зарплаты, но и особое материальное и моральное поощрение творческих, высокоэффективно работающих педагогов. Исходя из этого, Правительство Самарской области учредило почетные звания «Заслуженный учитель Самарской области» и «Народный учитель Самарской области». Принято решение расширить сложившиеся меры стимулирования доплатами учителям, подготовившим победителей и призеров олимпиад.
Как и прежде, мы будем не только морально, но и материально поощрять школьников, ставших победителями и призерами предметных олимпиад областного, всероссийского и международного уровней. Работать с одаренными детьми. Их талант и ученический труд становятся не только на собственное развитие, но и служат повышению общего уровня подготовки в районе, в регионе и даже в стране.
С гражданским, нравственным и профессиональным становлением молодежи связаны приоритеты молодежной политики. Мы должны создавать молодежи все условия для нравственного и физического развития. Одно из важных направлений – развитие физической культуры и спорта.
Целью физкультурно-оздоровительной работы Шенталинского района является обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья учащихся, молодёжи, населения через формирование культуры здорового образа жизни, вовлечение их в физкультурно-спортивные массовые мероприятия. В районе действует районная целевая программа «Развитие физкультуры и спорта в муниципальном районе Шенталинский на 2012-2018 годы».
Количество занимающихся физической культурой и спортом в районе 4272 человека, что составляет 25,7 % от общего количества населения. Обеспеченность спортивными сооружениями составляет 48,9% от норматива. Из них все простые спортивные площадки, поля не отвечают современным требованиям, не привлекают детей, молодежь для занятий спортом. Нужны новые спортивные объекты – такие, как на базе средней общеобразовательной школы №2. Необходимо строительство нового спортивного зала, стадиона и плавательного бассейна. В обращении Губернатора четко сказано, что в ближайшее время в каждом сельском районе необходимо построить физкультурно-оздоровительный комплекс, футбольное поле с искусственным покрытием, в ряде районов ледовые дворцы и бассейны. Это обнадеживает и дает новые перспективы на будущее.
На 2013-2015 годы Администрацией муниципального района Шенталинский поданы заявки на строительство 4-х универсальных спортивных площадок в сельских поселениях Шентала, Денискино, Четырла, Старая Шентала. Главам данных сельских поселений в самое короткое время необходимо оформить земельные участки под строительство. В областной программе «Развитие физической культуры и спорта на 2010 – 2018 годы» на 2013-2014 годы запланировано проектирование и строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в райцентре Шентала. Земельный участок на строительство данного объекта уже оформлен. Строительство вышеназванных спортивных объектов станет мощным импульсом развития массовой физической культуры.
Также Администрацией муниципального района совместно с ОАО «Самаранефтегаз» запланирована реконструкция футбольных полей, волейбольных площадок в сельских поселениях.
К сожалению, в последние пять лет произошла постепенная утеря лидерских позиций наших спортсменов по лыжным гонкам, легкой атлетике, волейболу, шахматам, настольному теннису.
Отделу культуры, молодежи, физической культуры и спорта совместно со школой №1 ж.д. ст. Шентала, Центром дополнительного образования для детей необходимо подготовить программу развития этих видов спорта. Важное значение для достижения высоких спортивных результатов имеет оснащение спортсменов, команд спортивным инвентарем и спортивной формой. Для этого Администрацией муниципального района подготовлена соответствующая программа, рассчитанная на пять лет.
А сейчас несколько слов о предстоящих изменениях в системе государственной и муниципальной власти. Как говорится в послании Губернатора, в ближайшие годы будет предпринят ряд шагов, направленных на расширение сферы государственного участия, обновление власти и повышение ее эффективности. Министерства и ведомства экономического блока должны стать главным мотором преобразований в подведомственных сферах. Главная задача и ответственность министерств – вывод подведомственных отраслей экономики на мировой уровень конкурентоспособности, привлечение инвестиций, создание условий для технологического обновления.
В практику работы всех структур управления должны быть внедрены показатели эффективности. Они сформулированы в программных Указах Президента В.В. Путина от 7 мая 2012 года, которые мы обязаны исполнять. От полноты и сроков их выполнения будет зависеть оценка работы всех руководителей, начиная от Губернатора и заканчивая управленческим звеном бюджетных организаций.
К показателям эффективности будут привязаны и зарплаты государственных и муниципальных служащих. Из сэкономленных средств будут формироваться фонды стимулирования. Отдельные работники за хорошую работу будут получать очень весомые надбавки. Это скажется и на борьбе с коррупцией. Так, денежные выплаты, получаемые руководителями, будут напрямую зависеть от объема ресурсов, привлеченных ими в регион. В ближайшее время в Губернской Думе будет рассматриваться вопрос о создании специального фонда премирования госслужащих за эффективную и честную работу.
По словам Губернатора Н.И. Меркушкина, должна быть кардинально пересмотрена модель отношений между муниципальным управлением и региональным уровнем власти. Муниципальным образованиям, начиная от сельских поселений и до крупных городов, надо уходить от психологии иждивенчества и активно работать над повышением собственных доходов местных бюджетов. Правительство Самарской области готово на срок до трех лет оставлять в распоряжении местных бюджетов все налоговые доходы, которые появятся в муниципалитетах от привлеченных ими инвестиций и созданных производств. Также до 70% средств, полученных от акцизов на торговлю алкоголем, будет возвращаться муниципалитетам. По области это даст увеличение местных бюджетов на сумму около 2 млрд. рублей.
С 2013 года вводится система грантов для муниципалитетов, участвующих в реализации программ развития области. На эти цели планируется направить около 2,5 млрд. рублей. Также будет распределяться и дорожный фонд, определенная часть денег из него тоже будет выделяться за выполнение показателей. В итоге эта сумма поддержки муниципалитетов будет расти до 7-10 млрд. рублей в год.
Н.И. Меркушкин особо отметил, что нельзя признать нормальной ситуацию, когда в дотационных городах и районах на содержание аппарата управления тратится 10-12% бюджетных средств. В соседних регионах этот показатель составляет от 2,3 до 7,5%. Министерству финансов поручено проанализировать все бюджеты муниципалитетов и подготовить предложения по сокращению расходов на управление.
Руководители органов местного самоуправления хорошо знают, как непросто решаются вопросы местного значения в современных условиях. Надзорные органы в своей деятельности также обязаны содействовать позитивным изменениям, идущим в районе, не ставить палки в колеса и не отбивать желание работать у инициативных и творческих людей. Проще всего оштрафовать главу администрации или руководителя бюджетного учреждения за то или иное нарушение. Но проблемы этим, как правило, не решаются. Губернатор прямо говорит об этом в своем послании, и мы полностью с ним согласны. Наша общая задача – работать на благо населения района, чтобы людям жилось комфортно и безопасно.
Одним из базовых условий решения многих проблем является упрощение системы межведомственного взаимодействия. Очень часто у нас вместо реальной работы чиновники занимаются перепиской друг с другом, а людям от этого пользы мало. В Послании сказано, что нам всем надлежит быть открытыми и внимательными к людям. Ни одно из обращений граждан в органы власти не должно остаться незамеченным. Многие из проблем, волнующих людей, не требуют значительных ресурсов. Нужно лишь реальное, а не показное участие и внимание со стороны органов власти. Нужен не пиар, не имитация, а заинтересованное участие.
Важнейшей заботой всех органов власти должно стать освобождение наших граждан от многочасовых очередей в присутственных местах и хождения по инстанциям. Для этого в области развивается сеть многофункциональных центров. Губернатор Меркушкин Н.И. ставит задачу в 2013 году создать МФЦ в каждом городском округе и муниципальном районе, обеспечить их необходимым количеством окон приема документов.
С целью реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» на территории муниципального района Шенталинский к концу 2013 года планируется открытие Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг населению муниципального района Шенталинский Самарской области. На ремонт и закупку необходимого оборудования для нужд Шенталинского МФЦ Правительством Самарской области будет выделено 15 млн. 418 тысяч рублей. МФЦ будет располагаться в центре ж.-д. ст. Шентала по улице Советской, в здании бывшей муниципальной аптеки. Исходя из методики проведения мониторинга значений показателя «доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг», количество окон в Шенталинском МФЦ определено 7, что является стопроцентным показателем качества оказания услуг, исходя из численности граждан, проживающих в ж.-д. ст. Шентала.
Для стопроцентного охвата населения Шенталинского района, будут созданы мобильные приемные, которые будут осуществлять деятельность по приему и выдаче документов от граждан, проживающих в сельских поселениях муниципального района Шенталинский.
На базе Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг будут предоставляться различные виды услуг по следующим направлениям деятельности: услуги в сфере строительства, архитектуры и жилищных отношений, услуги в сфере земельно-имущественных отношений, услуги социально-культурной сферы, услуги в сфере социальной и социально-экономической деятельности.
Результатом работы по предоставлению услуг в электронном виде будет сокращение сроков и повышение прозрачности административных процедур, возможность предоставления услуг без очного участия заинтересованного лица, снижение административных барьеров, противодействие коррупции.
В 2015 году мы будем праздновать 70-летие Великой Победы. И нам надо сделать так, чтобы причастность к подготовке и проведению этого юбилея ощутил каждый житель района. Самое активное участие в этом должны принять органы местного самоуправления, трудовые коллективы, молодежь, общественные организации и, конечно, учреждения культуры.
Огромной заботой, самым теплым отношением каждого из нас должны быть окружены ветераны Великой Отечественной войны. Неоплатный долг перед ними обязывает с исключительной ответственностью относиться ко всем делам, которые касаются этих людей.
За период с 2009 по 2012 год 59 участников Великой Отечественной войны и их вдовы получили жилье по Указу Президента РФ №714 от 8.05.2008 г. На сегодняшний день в очереди остаются 4 ветерана, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. И сейчас Администрации района и органам социальной защиты в срочном режиме нужно провести работу по выявлению потенциальных участников программы, оказанию им необходимой помощи в оформлении документов и т.д. Для этого в районе уже создана специальная комиссия, которая скоро приступит к работе.
Тема Великой Победы, естественно, подводит нас к теме духовности и культуры, развитие которых является важнейшим индикатором состояния общества. Важным направлением этой работы является сохранение исторической памяти, неразрывной связи с многовековыми традициями, которые стали не только фундаментом нашего Российского государства, но и легли в основу нашего мироощущения и духовно-нравственных устоев.
Необходимо уже сегодня продумать состав оргкомитета по проведению юбилея Победы, запланировать цикл мероприятий по его достойной встрече. Но чтобы наша память и скорбь о погибших в годы войны воинах органично сочеталась с конкретными делами, прежде всего необходимо отремонтировать все 29 памятников и обелисков, привести в порядок учреждения культуры, где будут проходить праздничные мероприятия.
В 2012 году в министерство культуры Самарской области сданы сметы на капитальный ремонт Старо-Суркинского СДК и библиотеки, Васильского СДК и библиотеки, Баганинского СДК и библиотеки. Приоритетным учреждением культуры для проведения капитального ремонта на 2013 год является Васильевский СДК и библиотека. Подготовлена смета на проведение капитального ремонта Старо-Афонькинского СДК и библиотеки на 2013 год.
Разрабатывается также муниципальная программа «Развитие и укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений на территории муниципального района Шенталинский на 2014 – 2018 г.г.» К 2018 году предстоит отремонтировать 16 учреждений культуры (8 зданий), и работники культуры смогут привлечь в социокультурную деятельность большее количество жителей нашего района.
В проекте областной целевой программы «Развитие культуры Самарской области на 2013-2017 годы» по модернизации муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере культуры на территории Самарской области и укреплению кадрового потенциала сферы культуры, Администрацией муниципального района Шенталинский гарантировано софинансирование из местного бюджета на:
- мероприятия по оснащению муниципальных учреждений культуры специализированным оборудованием и материально-техническими средствами в размере 10%;
- мероприятия по подготовке и повышению квалификации кадров для муниципальных учреждений культуры в размере 10%;
- мероприятия по комплектованию библиотечных фондов и организации библиотечного обслуживания в размере 30%.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в октябре 2013 года в районе будет повышена заработная плата работникам учреждений культуры.
Важную роль в формировании гражданских качеств людей, вовлечении их в созидательные процессы, защите прав и интересов граждан играют общественные организации и объединения. Губернатор выразил намерение сотрудничать с общественными организациями, поддерживать их в том числе и материально, в бюджете будут выделяться деньги на эти цели. Исходя из этих приоритетов, Правительство области готовит предложения по формированию механизма грантовой поддержки общественных организаций. Конечно, и мы на уровне муниципалитетов должны поддерживать общественные организации.

Уважаемые участники заседания!
В заключение я хочу напомнить, что послание Губернатора Самарской области Меркушкина Н.И. к Самарской Губернской Думе заканчивается словами: «Дорогу осилит идущий». Эти слова обращены ко всем нам: руководителям муниципалитетов, предприятий и организаций, депутатам, работникам органов местного самоуправления, общественным деятелям. Многое нами сделано, но решение стоящих перед нами задач потребует исключительно слаженной работы всей системы управления. Только единство действий законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления позволит нам добиться намеченных результатов.
Сегодня мы наметим меры по претворению задач, поставленных в Обращении Губернатора Самарской области Н.И. Меркушкина, в жизнь. Это вполне конкретные и выполнимые задачи. Просто каждому из нас нужно ответственно подойти к их решению, трудиться на своих рабочих местах с полной отдачей.