Творцы правильной и красивой речи |
![]() |
Говорить не только грамотно, но и правильно произносить слова и звуки – очень важно для любого человека, и начинать следить за этим нужно с самого детства. Ведь в раннем и дошкольном возрасте закладывается фундамент физического, психического и интеллектуального благополучия ребёнка. А неправильное звукопроизношение может привести к психологическим проблемам, трудностям в овладении письмом и чтением, без чего невозможно полноценное обучение в школе. Ранним выявлением и коррекцией различных речевых дефектов занимаются логопеды. Их профессиональный праздник во всем мире отмечается 14 ноября. Группы компенсирующей направленности В преддверии этой даты мы посетили логопедические группы детского сада № 1 «Звездочка», приоритетным направлением которого является помощь детям, имеющим речевые нарушения, и встретились со специалистами, устраняющими проблемы в речевом развитии детей. В первом детском саду действуют две группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи, или, иными словами, логопедические группы. Первая из них была открыта ещё в 2005 году, вторая появилась пять лет назад.
Подготовительную группу «Шалунишки» сопровождают учитель-логопед Евгения Александровна Плужникова, воспитатели Марина Владимировна Ермолаева, Ольга Николаевна Наумова и младший воспитатель Наиля Диндаровна Манина. Преимущества логопедической группы в том, что число детей здесь обычно меньшее, чем в остальных. Это обусловлено необходимостью более углубленных занятий с малышами. Основную работу по формированию навыков владения красивой и правильной речи, конечно же, выполняют логопеды. Они «ведут» каждого ребенка в течение двух лет, знают всю специфику имеющихся проблем и подбирают коррекционную программу для их устранения. А работают они в тандеме с воспитателями и родителями, но об этом поговорим чуть позже… Основное звено – логопеды Занятия в группах компенсирующей направленности проходят как групповые, так и индивидуальные. На индивидуальных занятиях логопеды с детьми проводят артикуляционную и дыхательную гимнастику, при необходимости – логопедический массаж. Все это развивает звукопроизношение. Подгрупповые и фронтальные (групповые) занятия направлены на формирование лексико-грамматического строя речи, развитие связанной речи и расширение словарного запаса слов. Они проходят в игровой форме. В дальнейшем дети обучаются элементам грамматики: учатся производить звуко-буквенный анализ слов.
«Речь неотделима от других видов деятельности ребенка. Если ребёнок не овладел способностью дифференцировать звуки, он не сможет различать и понимать слова, не сможет правильно их проговаривать. А если не накопил нужного количества слов, не сможет говорить фразами. И чем раньше родители замечают недостатки в речевом развитии ребенка, тем легче их восполнить с помощью логопеда», – делится опытом учитель-логопед Н.Г. Афанасьева. Следует отметить, что для эффективной работы широко используются вспомогательные наглядные средства, различные технологии, интернет-ресурсы, конкретные приёмы закрепления у дошкольников правильного звукопроизношения, совершенствования грамматических средств речи. В арсенале Наталии Геннадьевны и Евгении Александровны компьютерные программы, игрушки, картинки, пиктограммы, которые дети легко воспринимают. Работая с группой, учителя-логопеды также используют музыку, ритмичные движения. Дают возможность детям отдохнуть и закрепить материал пальчиковые, логоритмические упражнения. А дети не просто выполняют упражнения – они фантазируют, узнают что-то новое, учатся контролировать себя, анализировать и проговаривать свои действия. Комплексный подход Важным моментом является то, что в общую коррекционную работу включается совместное сотрудничество логопеда и воспитателей с родителями. Специалисту одному трудно решить проблему с речью. Особенно, если это сложный дефект. Здесь нужен комплексный подход. «Чтобы ускорить процесс коррекции речи, необходимо повторять упражнения каждый день. В детском саду пройденный материал вместе с детьми закрепляют воспитатели. А дома этим должны заниматься родители, ведь именно они заинтересованы в результате», – рассказывают учителя-логопеды. У каждого ребенка есть индивидуальная тетрадь, есть задания на дом, которые выполняются с мамами и папами. И чем серьезнее к этим заданиям относятся взрослые, тем скорее они увидят успехи своих малышей. На этом сотрудничестве построена вся работа. Итак, пройденный вместе с логопедами материал в дальнейшем закрепляют воспитатели и родители. Кроме того, в общий процесс постижения правильной и красивой речи включены инструктор по физвоспитанию и музыкальный руководитель. Они закрепляют с ребятами занятия по пройденным темам. Но уже в виде физкультурных и музыкальных пауз. Важная роль в этом тандеме отводится воспитателям. Они ведут совместную образовательную деятельность не только по развитию речи детей, но и их математических способностей, знакомят ребят с окружающим миром, экологией. Проводят с ними познавательные эксперименты, учат конструированию, лепке, рисованию, аппликации. Приобщают к творчеству, литературе, театру. К слову, в логопедической группе несколько видов театра: теневой, настольный, театр масок. Одним словом, воспитатели раскрывают творческий потенциал детей и развивают их во всех направлениях. Победы и достижения За плечами логопедов и воспитателей весомый багаж знаний, мастерства и опыта. Свои способности они постоянно доказывают в конкурсах профессионального мастерства различных уровней. Так, в этом учебном году О.В. Мухаметова заняла 2 место в окружном конкурсе профессионального мастерства педагогических работников, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. О.Н. Наумова – 3 место в окружном этапе областного конкурса профессионального мастерства «Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах». М.В. Сираздинова стала победителем окружного этапа Всероссийского конкурса педагогических работников «Воспитать человека» в номинации «Взаимодействие образовательной организации и семьи». М.В. Ермолаева и её воспитанники стали призерами окружного этапа регионального чемпионата «Будущие профессионалы 5+». А логопеды Н.Г. Афанасьева и Е.А. Плужникова являются победителями областных и всероссийских конкурсов педагогического и профессионального мастерства. Кроме того, наши уважаемые логопеды – авторы и творцы. Они разработали общую систему домашних заданий по закреплению изучаемых лексических тем по программе Н.В. Нищевой, которую они используют в своей работе. Данная система очень удобна и помогает усвоить детям пройденный материал в необходимом объеме и упрощенном виде. Продуктивная работа Продуктивная работа логопедов и воспитателей своевременно устраняет у детей дошкольного возраста нарушения звукопроизношения, что ведет к правильному становлению устной речи, а впоследствии и письменной. Благодаря совместной комплексной работе в группах компенсирующей направленности дети приходят в школу подготовленными, организованными, легче включаются в учебный процесс и коллектив класса. Приобретенные навыки дают детям ощущение психологического комфорта, желание ходить в школу, получать и усваивать новые знания. А значит, быть успешными учениками. Н. Илюхина.
|