Home Прокуратура Прокуратура разъясняет Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования государственного и муниципального финансового контроля
Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования государственного и муниципального финансового контроля  E-mail

Данный закон принят в целях развития системы государственного и муниципального финансового контроля, необходимой для повышения качества управления общественными финансами.
 Закон предусматривает внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
 Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ вводятся понятия "внешнего" и "внутреннего" государственного (муниципального) финансового контроля; определяются на законодательном уровне методы и объекты государственного (муниципального) финансового контроля; разграничиваются полномочия между органами государственного (муниципального) финансового контроля; уточняются бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению финансового контроля; исключаются возможности необоснованных проверок хозяйствующих субъектов.
Отдельно устанавливаются меры ответственности за каждое нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
 В целях применения Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль определяется как финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений. Законом определены границы правового регулирования финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений с учетом того, что в Налоговом кодексе Российской Федерации, Таможенном кодексе Российской Федерации, федеральных законах "О валютном регулировании и валютном контроле", "О банках и банковской деятельности", а также других федеральных законах определены иные виды финансового контроля.
 Федеральный закон от 23.07.2013 № 252-ФЗ к объектам государственного (муниципального) финансового контроля относит следующих участников бюджетного процесса:
- главных распорядителей (распорядителей, получателей) бюджетных средств,
- главных администраторов (администраторов) доходов бюджета;
- главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета;
- финансовые органы (иные уполномоченные исполнительные органы государственной власти и местной администрации);
- органы управления государственными внебюджетными фондами.
К объектам государственного (муниципального) финансового контроля, помимо участников бюджетного процесса, также относит:
- бюджетные и автономные учреждения;
- государственные (муниципальные) унитарные предприятия;
- государственные корпорации и компании;
- хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах;
 - кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами;
 - индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, а также юридические лица, которым предоставляются средства из бюджета.
Закрепление в БК РФ исчерпывающего перечня объектов государственного (муниципального) финансового контроля позволяет исключить различные подходы в подконтрольности того или иного хозяйствующего субъекта.
 В Бюджетный кодекс РФ введены понятия "внешнего" и "внутреннего", "предварительного" и "последующего" государственного (муниципального) финансового контроля.
 Под внешним государственным (муниципальным) финансовым контролем понимается контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Под внутренним государственным (муниципальным) финансовым контролем понимается контрольно-ревизионная деятельность Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местной администрации).
Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.
 Орган государственного (муниципального) финансового контроля может использовать следующие методы:
- проверку, которая означает совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного учета и бюджетной отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Проверки могут быть камеральные и выездные;
- ревизию, представляющую комплексную проверку деятельности ооъекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской и бюджетной отчетности;
- обследование, которое заключается в анализе и оценке состояния определенной сферы деятельности объекта контроля, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, которые осуществляются главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета;
 - санкционирование операций, под которым понимается совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соотве1ствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Федеральный закон от 23.07.2013 № 252-ФЗ предусматривает, что основания и порядок проведения проверок, ревизий и обследований, в том числе перечень должностных лиц, уполномоченных принимать решение об их проведении, периодичность их проведения устанавливается нормативным правовым актом, определяющим правовое положение соответствующего органа государственного (муниципального) финансового контроля.
 Результаты контрольных мероприятий могут быть оформлены в зависимости от метода в виде акта или заключения.
При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений должностное лицо органа государственного (муниципального) финансового контроля вправе направить представление и (или) предписание объекту контроля, в отношении которого проводились контрольные мероприятия, и уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу, уполномоченному принимать решение о применении бюджетных мер принуждения.
В этой связи в Бюджетный кодекс вводятся следующие понятия:
 представление - это документ, содержащий обязательные для рассмотрения в установленные в нем сроки или в течение 30 дней требования о принятии мер по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также причин и условий таких нарушений;
предписание - это документ, содержащий обязательные для безотлагательного исполнения в указанный в предписании срок по устранению нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного таким нарушением ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию;
Закон относит к особым бюджетным полномочиям по контролю, не являющимся частью государственного (муниципального) финансового контроля, полномочия:
1) законодательных (представительных) органов, которые включают в себя:
- контроль в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и отчетов об их исполнении;
- осуществление контроля в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения соответствующих бюджетов на заседаниях законодательных (представительных) органов, их комитетов, комиссий, рабочих групп в ходе проводимых этими органами слушаний и в связи с депутатскими запросами;
- формирование и определение правового статуса органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля;
- осуществление других полномочий в соответствии с БК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
2) Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований но осуществлению:
- аудита эффективности, направленного на определение экономности и результативности использования бюджетных средств;
- экспертизы проектов законов (решений) о бюджете, иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства;
- анализа и мониторинга бюджетного процесса.
Полномочия по аудиту эффективности, анализу и мониторингу бюджетного процесса закрепляются за Счетной палатой Российской Федерации и контрольно¬-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, поскольку они помимо контрольно-ревизионной деятельности осуществляют экспертно-аналитическую деятельность, связанную с обеспечением этими контрольными органами необходимого уровня информационного обеспечения их деятельности, в т.ч. сбор информации о предмете и деятельности объекта контроля на системной и регулярной основе.
 3) главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета по осуществлению:
 - внутреннего финансового контроля, направленного на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этими главными администраторами бюджетных средств и подведомственными им администраторами бюджетных средств. При этом при проведении внутреннего финансового контроля главные распорядители бюджетных средств должны будут подготовить и организовать осуществление мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств;
- внутреннего финансового аудита, направленного на определение оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности, подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, а также на подготовку предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
Законом также определено, что основанием для применения бюджетных мер принуждения является уведомление о применении бюджетных мер принуждения, должно направляется органом государственного (муниципального) финансового
контроля финансовому органу.
Федеральный закон вступил в законную силу 04.08.2013 со дня его официального размещения на интернет-портале правовой информации — www.pravo.gov.ru, за исключением некоторых положений.
И.о. прокурора Шенталинского района младший советник юстиции Е.В. Стафилов