Home Прокуратура Прокуратура разъясняет Разъяснения прокуратуры города
Разъяснения прокуратуры города  E-mail

«Уточнен порядок доставки пенсии через кредитные организации»

Разъясняет прокурор города Новокуйбышевска Волков А.А.

Приказом Министерства труда России от 04.09.2020 № 566н (вступил в законную силу 18.10.2020) внесены изменения в пункт 115 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных приказом Министерства тру работником дней отдыха в случае, если работодатель в нарушение предусмотренной законом обязанности отказал в их предоставлении и время использования работником таких дней не зависело от усмотрения работодателя. При этом в законодательстве не определяет перечень причин, которые являются уважительными, соответственно, работодатель самостоятельно устанавливает, является ли та или иная причина неявки на работу уважительной. Уважительными могут быть признаны следующие причины: временная нетрудоспособность, исполнение общественных или государственных обязанностей, сдача крови и ее компонентов, а также проведение связанного с этим медицинского обследования, участие в забастовке, заключение под стражу, чрезвычайные ситуации, повлекшие транспортные проблемы, такие как, отмена или задержка рейса, приостановление работы из-за задержки выплаты заработной платы более чем на 15 дней (при уведомлении работодателя в письменной форме). В качестве подтверждения причины своего отсутствия работник может представить работодателю листок нетрудоспособности, повестку в суд, справку из медицинского учреждения, от транспортной организации. К неуважительным причинам отсутствия на рабочем месте могут быть отнесены: прохождение медицинского обследования (получение медицинской консультации) при отсутствии оформленного больничного листа; отгулы за отработанные дни в период отпуска; подача заявления на предоставление отпуска по уходу за ребенком, отпуска без сохранения заработной платы, если вопрос о предоставлении такого отпуска не решен руководителем; нахождение супруга на стационарном лечении. Увольнение за прогул будет признано законным при соблюдении работодателем не только общей процедуры увольнения, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации, но и исполнения им порядка наложения дисциплинарного взыскания, определенного ст.ст. 192, 193 ТК РФ.


«При трудоустройстве работодатель предложил мне заключить не трудовой договор, а гражданско-правовой. В чем отличие этих документов?»

На вопрос отвечает заместитель прокурора города Новокуйбышевска Красин И.В.

«Трудовой договор согласно статьи 56 Трудового Кодекса Российской Федерации – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Главным отличительным признаком трудового договора является зачисление работника на определенную должность в соответствии со штатным расписанием. В отличие от трудового, по гражданско-правовому договору исполняется конкретное задание, поручение, заказ, предметом которого является конечный результат труда, например построенное или отремонтированное здание, доставленный груз и какие-либо иные выполненные работы. Цена выполненной работы или оказанной услуги, порядок ее оплаты определяются, как правило, в договоре по соглашению сторон, а выдача вознаграждения производится после окончания работы. Необходимо отметить, что гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, не распространяются на гражданско-правовые отношения. При заключении трудового договора работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, может претендовать на полный социальный пакет, может получить медицинское и страховое обеспечение, поскольку при заключении трудового договора работодатель отчисляет определённые суммы в соответствующие фонды. В случае вступления граждан в гражданско-правовые отношения вышеуказанные гарантии не применимы. Единственным способом защиты при нарушении условий гражданско-правового договора является обращение в суд».

 


«Какие средства относятся к техническими средствами реабилитации для инвалидов?»

На данный вопрос отвечает старший помощник прокурора города Новокуйбышевска Куликова О.А.

Законодательством Российской Федерации утверждён перечень технических средств реабилитации, это: 1) специальные средства для самообслуживания; 2) специальные средства для ухода; 3) специальные средства для ориентирования (включая собакпроводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией; 4) специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью; 5) протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты; 6) специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь; 7) специальные средства для передвижения (кресла-коляски). Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний по результатам медико-социальной экспертизы. Указанные положения закреплены в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ.

 

 

 

 

 

 

 

Раздел: «Административное, уголовное и гражданское право»

«Ответственность за отказ от медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения»

Комментирует помощник прокурора города Новокуйбышевска Муханчалова Р.С.

Статьями 6.9 и 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности лицо может быть привлечено не только за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, или одурманивающих веществ в общественных местах, но и за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения при условии, что в отношении него имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, или одурманивающие вещества, в том числе на улице, стадионе, в сквере, парке, в транспортном средстве общего пользования, а также в другом общественном месте. Лицам, совершившим подобное административное правонарушение, может быть назначено наказание в виде штрафа до 5 тысяч рублей или административного ареста на срок до 15 суток.

 

 

 

 

 

 

«Я не согласен с привлечением меня к административной ответственности за нарушений правил ПДД. Как я могу обжаловать постановление об административном правонарушении?».

На этот вопрос отвечает заместитель прокурора города Новокуйбышевска Рубцов В.А.

«Постановление по делу об административном правонарушении может обжаловать лицо, в отношении которого такое постановление вынесено, а также его защитник, потерпевший, представитель потерпевшего (ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ). Законом предусмотрен 10-дневный срок для подачи жалобы. Течение указанного срока начинается со дня, следующего за днем вручения или получения водителем постановления. Если последний день для обжалования является выходным или праздничным, то последним днем обжалования следует считать первый следующий за ним рабочий день (ч. 1 ст. 30.3, ч. 3 ст. 4.8 КоАП РФ). Если постановление вынесено инспектором ГИБДД, жалобу по выбору заявителя уполномочены рассматривать (ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ): вышестоящее должностное лицо (начальник отдела ГИБДД, сотрудник которого вынес постановление), районный суд по месту рассмотрения дела, вышестоящий суд».

 

 

 

 

 

 

 


«Ответственность за незаконную рубку лесных насаждений»

Прокуратура г. Новокуйбышевска разъясняет.

Как следует из разъяснений, изложенных в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, напри- 74 мер, рубка без оформления необходимых документов, либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки. Рубка лесных насаждений считается незаконной и в тех случаях, когда были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась или произведена с нарушением сроков. В соответствии с ч.1 ст.8.28 КоАП РФ незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 4 тысяч рублей, на должностных лиц - от 20 до 40 тысяч рублей; на юридических лиц – от 200 до 300 тыс. рублей. Уголовная ответственность за незаконную рубку, повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или деревьев, кустарников, предусмотренная статьей 260 УК РФ, наступает, если эти деяния совершены в значительном размере, то есть причиненный ущерб превышает 5 тыс. рублей. За незаконную рубки лесных насаждений может быть назначено наказание вплоть до 7 лишения свободы, с возложением обязанности возместить причиненный ущерб.

 

 

 

 

 

«В каких местах запрещено курить?»

Разъясняет прокуратура города Новокуйбышевска.

Основным нормативно-правовым актом, который регулирует потребление табачной продукции в общественных местах на территории Российской федерации, является Федеральный закон № 15 от 23.02 75 - на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг; - в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров; - на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров; - в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания; - в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах; - в помещениях социальных служб; - в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления; - на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях; - в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, помещениях, составляющих общее имущество собственников комнат в коммунальных квартирах; - на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами; - на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении; - на автозаправочных станциях; - в помещениях, предназначенных для предоставления услуг общественного питания. При этом для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака, потребление никотинсодержащей продукции, использование кальянов запрещены, размещается знак о запрете курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов, требования к которому и порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Следует учитывать, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов в отдельных общественных местах и в помещениях. При этом в исключительных случаях курение табака, потребление никотинсодержащей продукции или использование кальянов на основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается – в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров; - в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции; - в специально выделенных изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы в аэропортах в зонах, предназначенных для нахождения зарегистрированных на рейс пассажиров после проведения предполетного досмотра, и зонах, предназначенных для пассажиров, следующих транзитом, таким образом, чтобы была исключена возможность наблюдения за курением табака, потреблением никотинсодержащей продукции или использованием кальянов из других помещений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел: «Противодействие коррупции»

«Какие виды дисциплинарных взысканий применяются в отношении муниципальных служащих за совершение коррупционных правонарушений?»

Комментирует старший помощник прокурора Саппа С.О.

За несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», предусмотрены дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, увольнения с муниципальной службы по соответствующим основаниям, в том числе в связи с утратой доверия. Основаниями для расторжения трудового договора с муниципальным служащим являются следующие коррупционные правонарушения: - несоблюдение ограничений, связанных с муниципальной службой; - несоблюдение запретов, связанных с муниципальной службой; - непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов; - непринятие муниципальным служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов; - непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений.

 

 


«Ответственность за получение, дачу взятки и посредничество во взяточничестве»

Комментирует ситуацию прокуратура города Новокуйбышевска.

В целях противодействия коррупциогенным факторам, Уголовным кодексом Российской Федерации установлена ответственность за совершение коррупционных преступлений. Уголовным кодексом предусмотрены следующие виды преступлений, связанные с взяткой: - получение взятки (ст. 290); - дача взятки (ст. 291); - коммерческий подкуп (ст. 204). Пленум Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 разъясняет ответственность за совершение коррупционных преступлений: 1. За совершение должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. 2. За способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию), которое выражается в использовании взяткополучателем авторитета и иных возможностей занимаемой должности для оказания воздействия на других должностных лиц. 3. За общее покровительство или попустительство по службе. Общее покровительство по службе может проявляться, в частности, в необоснованном назначении подчиненного, в том числе в нарушение установленного порядка, на более высокую должность, во включении его в списки лиц, представляемых к поощрительным выплатам. Максимальным наказанием за получение должностным лицом взятки в значительном размере (от 25 до 150 тыс. рублей) может быть штраф в размере 60-кратной суммы взятки либо лишение свободы до срок 6 лет со штрафом в размере 30-кратной суммы взятки, а в особо крупном размере (более 1 млн. рублей) – штраф в размере 100-кратной суммы взятки либо лишение свободы на срок до 15 лет со штрафом в размере 70- кратной суммы взятки. В обоих случаях также применяется дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

 

 

 

«Кого привлекут к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ за нарушения при приеме на работу бывшего государственного служащего?»

На вопрос отвечает старший помощник прокурора города Новокуйбышевска Строилов Д.А.

Привлечение работодателем к трудовой деятельности на условиях трудового договора бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» влечет административную ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ. За данное правонарушение административной ответственности подлежат граждане, должностные лица, юридические лица. Важно отметить, что согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017 № 46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» привлечение к административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ должностного лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, равно как и назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо.