Home Новости района Творцы правильной и красивой речи
Творцы правильной и красивой речи PDF Печать E-mail

Говорить не только грамотно, но и правильно произносить слова и звуки – очень важно для любого человека, и начинать следить за этим нужно с самого детства. Ведь в раннем и дошкольном возрасте закладывается фундамент физического, психического и интеллектуального благополучия ребёнка. А неправильное звукопроизношение может привести к психологическим проблемам, трудностям в овладении письмом и чтением, без чего невозможно полноценное обучение в школе.

Ранним выявлением и коррекцией различных речевых дефектов занимаются логопеды. Их профессиональный праздник во всем мире отмечается 14 ноября.

Группы компенсирующей направленности

В преддверии этой даты мы посетили логопедические группы детского сада № 1 «Звездочка», приоритетным направлением которого является помощь детям, имеющим речевые нарушения, и встретились со специалистами, устраняющими проблемы в речевом развитии детей.

В первом детском саду действуют две группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи, или, иными словами, логопедические группы. Первая из них была открыта ещё в 2005 году, вторая появилась пять лет назад.

В штат групп компенсирующей направленности входят учитель-логопед, два воспитателя и их помощник. Старшую группу «Солнышко» представляют учитель-логопед Наталия Геннадьевна Афанасьева, воспитатели Марина Валерьевна Сираздинова, Оксана Викторовна Мухаметова, помощник воспитателя Галина Владимировна Журавлева.

Подготовительную группу «Шалунишки» сопровождают учитель-логопед Евгения Александровна Плужникова, воспитатели Марина Владимировна Ермолаева, Ольга Николаевна Наумова и младший воспитатель Наиля Диндаровна Манина.

Преимущества логопедической группы в том, что число детей здесь обычно меньшее, чем в остальных. Это обусловлено необходимостью более углубленных занятий с малышами. Основную работу по формированию навыков владения красивой и правильной речи, конечно же, выполняют логопеды. Они «ведут» каждого ребенка в течение двух лет, знают всю специфику имеющихся проблем и подбирают коррекционную программу для их устранения. А работают они в тандеме с воспитателями и родителями, но об этом поговорим чуть позже…

Основное звено – логопеды

Занятия в группах компенсирующей направленности проходят как групповые, так и индивидуальные. На индивидуальных занятиях логопеды с детьми проводят артикуляционную и дыхательную гимнастику, при необходимости – логопедический массаж. Все это развивает звукопроизношение.

Подгрупповые и фронтальные (групповые) занятия направлены на формирование лексико-грамматического строя речи, развитие связанной речи и расширение словарного запаса слов. Они проходят в игровой форме.

В дальнейшем дети обучаются элементам грамматики: учатся производить звуко-буквенный анализ слов.

Если детям трудно даются те или иные звуки, логопеды помогут сделать гимнастику для язычка, губ. Они дадут возможность почувствовать вибрацию звука, научат проговаривать его звонко или глухо, тихо или громко. А работа перед зеркалом помогает контролировать и запоминать, как открывается ротик при произношении того или иного звука, слога, слова.

«Речь неотделима от других видов деятельности ребенка. Если ребёнок не овладел способностью дифференцировать звуки, он не сможет различать и понимать слова, не сможет правильно их проговаривать. А если не накопил нужного количества слов, не сможет говорить фразами. И чем раньше родители замечают недостатки в речевом развитии ребенка, тем легче их восполнить с помощью логопеда», – делится опытом учитель-логопед Н.Г. Афанасьева.

Следует отметить, что для эффективной работы широко используются вспомогательные наглядные средства, различные технологии, интернет-ресурсы, конкретные приёмы закрепления у дошкольников правильного звукопроизношения, совершенствования грамматических средств речи. В арсенале Наталии Геннадьевны и Евгении Александровны компьютерные программы, игрушки, картинки, пиктограммы, которые дети легко воспринимают.

Работая с группой, учителя-логопеды также используют музыку, ритмичные движения. Дают возможность детям отдохнуть и закрепить материал пальчиковые, логоритмические упражнения. А дети не просто выполняют упражнения – они фантазируют, узнают что-то новое, учатся контролировать себя, анализировать и проговаривать свои действия.

Комплексный подход

Важным моментом является то, что в общую коррекционную работу включается совместное сотрудничество логопеда и воспитателей с родителями. Специалисту одному трудно решить проблему с речью. Особенно, если это сложный дефект. Здесь нужен комплексный подход.

«Чтобы ускорить процесс коррекции речи, необходимо повторять упражнения каждый день. В детском саду пройденный материал вместе с детьми закрепляют воспитатели. А дома этим должны заниматься родители, ведь именно они заинтересованы в результате», – рассказывают учителя-логопеды.

У каждого ребенка есть индивидуальная тетрадь, есть задания на дом, которые выполняются с мамами и папами. И чем серьезнее к этим заданиям относятся взрослые, тем скорее они увидят успехи своих малышей. На этом сотрудничестве построена вся работа.

Итак, пройденный вместе с логопедами материал в дальнейшем закрепляют воспитатели и родители. Кроме того, в общий процесс постижения правильной и красивой речи включены инструктор по физвоспитанию и музыкальный руководитель. Они закрепляют с ребятами занятия по пройденным темам. Но уже в виде физкультурных и музыкальных пауз.

Важная роль в этом тандеме отводится воспитателям. Они ведут совместную образовательную деятельность не только по развитию речи детей, но и их математических способностей, знакомят ребят с окружающим миром, экологией. Проводят с ними познавательные эксперименты, учат конструированию, лепке, рисованию, аппликации. Приобщают к творчеству, литературе, театру. К слову, в логопедической группе несколько видов театра: теневой, настольный, театр масок. Одним словом, воспитатели раскрывают творческий потенциал детей и развивают их во всех направлениях.

Победы и достижения

За плечами логопедов и воспитателей весомый багаж знаний, мастерства и опыта. Свои способности они постоянно доказывают в конкурсах профессионального мастерства различных уровней.

Так, в этом учебном году О.В. Мухаметова заняла 2 место в окружном конкурсе профессионального мастерства педагогических работников, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. О.Н. Наумова – 3 место в окружном этапе областного конкурса профессионального мастерства «Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах». М.В. Сираздинова стала победителем окружного этапа Всероссийского конкурса педагогических работников «Воспитать человека» в номинации «Взаимодействие образовательной организации и семьи». М.В. Ермолаева и её воспитанники стали призерами окружного этапа регионального чемпионата «Будущие профессионалы 5+».

А логопеды Н.Г. Афанасьева и Е.А. Плужникова являются победителями областных и всероссийских конкурсов педагогического и профессионального мастерства. Кроме того, наши уважаемые логопеды – авторы и творцы. Они разработали общую систему домашних заданий по закреплению изучаемых лексических тем по программе Н.В. Нищевой, которую они используют в своей работе. Данная система очень удобна и помогает усвоить детям пройденный материал в необходимом объеме и упрощенном виде.

Продуктивная работа

Продуктивная работа логопедов и воспитателей своевременно устраняет у детей дошкольного возраста нарушения звукопроизношения, что ведет к правильному становлению устной речи, а впоследствии и письменной. Благодаря совместной комплексной работе в группах компенсирующей направленности дети приходят в школу подготовленными, организованными, легче включаются в учебный процесс и коллектив класса. Приобретенные навыки дают детям ощущение психологического комфорта, желание ходить в школу, получать и усваивать новые знания. А значит, быть успешными учениками.

Н. Илюхина.